Сходили позитивно, быстро и легко! Погода была идеальной: ясно, тепло, лёгкий ветер. Температура позволяла все переходы совершать в футболках, на вечер одевали флис, спали (около 2200 метров оба раза) в летних спальниках и белье.
В субботу в 4 часа — с первыми лучами утренней зари, выехали из Ростова-на-Дону по М4. Накануне смотрели Яндекс.Карты на предмет пробок в Самарском и Цукеровой балке — было спокойно, потому не стали объезжать через Азов. В Верхней Теберде были в 10 утра, заехали к крайней точке трека, устроили импровизированный завтрак. Дела, осмотр достопримечательностей, объезд коров по шоссе, устройство на постой одного участника (не пожелавшего идти в гору), трансфер до начала маршрута.
Вышли на маршрут в 13 часов в километре к северу от посёлка Теберда — по совету Ansv на перевал пошли более крутым путём, чтобы обратно идти по Гидаму. На запад идёт хорошая лесовозная дорога, периодически уходящая в русло ручья, но в основном самостоятельно забирающая вверх. Подъём довольно крутой, на 1 километр — 400 метров набора. Пройдя примерно пару километров, начали замечать, что дорога как-то слишком сильно уходит к северу от трека, но я сначала списывал это на неточность карт OSM, потом на помехи приёма сигнала в лесу, а когда спохватился — мы уже набрали 600 метров и ушли на 400 метров от нужного русла. Пришлось возвращаться.

На большой сенокосной поляне в районе 1800 метров (там, где кош) устроили обед. Время было уже к вечеру, решили идти до темноты или по крайней мере до серпантина. После обеда, со свежими силами, ломанули вверх. Долго и нудно продирались через заросли колючек, добрались до серпантина и увидел вверху седловину перевала. Солнце скрылось за ним, в долину легла тень, температура сразу опустилась до комфортных 18-20 градусов, идти стало легче. Петляя по серпантину, высматривали в окружающем пейзаже какую-нибудь ровную площадку, но нет — везде был довольно большой наклон, поставить палатку можно, но спать было бы некомфортно.

Наконец, дошли до конца серпантина, и на 2200 метрах пошли в лес, искать место для лагеря. Через 15 минут перелазания через брёвна, скачек по камням и петляния вокруг вековых сосен нашли годных пару мест под палатки и даже поляну с небольшим наклоном для ужина. Сложили очаг, развели костёр. Сергей забыл (!) в машине свои бутылки с водой при выходе на маршрут, поэтому мы подняли только 3,5 литра воды — на ужин, завтрак и завтра через перевал до Гидама должно было хватить, но в условиях строгой экономии.
После заката наблюдали, как один за другим по серпантину поднимаются фонарики. Выходить на склон, чтобы устанавливать ведомственную принадлежность ночных туристов не сильно хотелось, и мы остались в неведении: кому же так не терпелось попасть на 2300, чтобы идти ночью? Утром следов пребывания другой группы не обнаружили.
Поляна, по которой шёл позапрошлогодний трек, заросла крапивой, репьями и борщевиком по плечи. Посередине разлилось засранное болото. Здесь сделаю отступление: коровы и лошади стали бичом этого маршрута. Местные отпускают стада, и те гуляют по всей долине, поднимаясь даже на перевал (благо, он некатегорийный и снаряжение скоту не требуется). Отсюда проистекают следующие приятности путешествия: говно на всём протяжении маршрута, постоянно, на тропе и вокруг тропы; много навозных мух, оводов, комаров и бабочек, с удовольствием поедающих эти продукты жизнедеятельности и радостно сопровождающих каждого проходящего мимо (благо, что не жалят); соответствующий запах (правда, через полчаса мы уже привыкли и три дня этого запаха почти не замечали); изменение биоты в районе тропы и у водопоев, замещение обычных приятных глазу и коже высокогорных растений борщевиком, крапивой и репьями.
Так вот, поляну обошли, продрались через крапиву, вышли на натоптанную тропу через лес к северу, прошли половину этого леса и упёрлись в поляну для пикника, щедро сдобренную коровьими лепёшками. Возвращаться обратно на поляну и искать трек в крапиве желания не было, мы траверсировали пупырь и крупной осыпью вышли на трек чуть севернее. Обогнули холм на 2300 и увидели перевальный взлёт. Вся долина обхожена стадами, туристическая тропа уничтожена, склоны испещрены коровьими и конскими тропами, табун и стадо виднеется чуть в стороне от пути. Кое-как, зигзаками и траверсами, набрали за пару часов 400 метров, на остатках воды вышли на перевал.

Позади — долина Теберды, река вьётся белой лентой в овраге мягкой глины, по чёрному асфальту шоссе проносятся жучки автомобилей, вдалеке справа и слева стоят коробочки пос. Теберда и Верхняя Теберда. Впереди — пенная струя Гидама, рассекая каменистые берега ущелья, вырывается из урочища Кынгыр-Чад, огибает Орта-Гидам и устремляется направо, в долину — на встречу со старшей Тебердой. К руслу спадает травянистый склон, изрезанный оврагами и ощетинившийся кое-где скалами.
Траверсами сошли на место предполагаемой стоянки. Здесь, на высоте 2500 метров, уже в 2 часа для ощущалось холодное дыхание гор, мёрзлый ветер дул с верхних озёр, но покидающее зенит солнце пыталось убедить нас разбить лагерь, обманчиво грело, обжигая своими лучами.
Прямо в броде через Гидам лежала полуразложившаяся туша коровы, вспоротыми рёбрами приглашая на обед стаи мух. Это зрелище определило наш выбор.
Мы встали на бивак чуть выше, набрали воды горной реки там, где она ещё не был осквернена скотиной (для надёжности бросив кристаллик марганцовки), пообедали, отдохнули и определили идти до лесной зоны. Не хотелось проводить ночь в таком соседстве, на голых скалах, среди навоза, без костра и на пронизывающем ветру.
Перепрыгнули Гидам и пошли по левому берегу. Хорошо набитая дорога, плавный сброс высоты, тень от хребта Орта-Гидам, приятный ветерок — лучшее время дня и лучший путь. По правой стороне альпийская зона плавно сменяется лесной, тут и там просматриваются поляны рододендронов, запруды от вершинных ручьёв, скальные полки. По нашей — нескончаемый траверс удобной широкой тропой, изредка пересекаемый каменистыми руслами пересохших потоков.
Перед выходом к лесной зоне, на высоте 2100, в месте слияния двух ручьёв, пасётся табун и стадо. Кони проявили ум и сообразительность, и ускакали на возвышенность, принявшись оттуда наблюдать за нами. Коровы тупо вылупили зенки, стоя как вкопанные на тропе. С флангов начали заходить три быка, демонстративно подшагивая нам в такт. Идею отбиться трекинговыми палками отбросили сразу, свистки не сработали, крики остались без внимания. Пришлось обходить стадо, набирая высоту, траверсируя крапиву, мимо заброшенного каменного коша на 2200.
Обходной манёвр удался, но привёл нас на полку пологого холма, заканчивающегося поросшими лесом сбросами. Походив туда-сюда и уяснив для себя обстановку, соотнеслись с треком, вернулись чуть назад, перешли ручей и вышли на маршрут, почти сразу после второго брода найдя идеальную поляну для ночёвки. Костёр, ужин, чай до упаду, горное яркое звёздное небо.
В понедельник осталось только сбросить ещё 800 метров вниз, до Верхней Теберды. Половина пути проходила в тени леса, почти горизонтальным траверсом, по устланной хвоей нахоженной тропе. Несколько раз проходили через поросшие сорняками поляны, пару раз переходили впадающие в Гидам мелкие ручьи. Один привал на чай. Ближе к обеду началась автомобильная дорога, круто берущая вниз и заставляющая выверять каждый шаг (на велосипеде было бы намного быстрее). На финише — привычная накатанная грунтовка, поляна позавчерашнего завтрака, встречающая нас на машине Юля и холодный арбуз.