Перейти к содержимому

некоммерческое
сообщество

Фотография

Горная единичка.

западный кавказ гвандра приэльбрусье уллу-кам хурзук учкулан

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 98

#61 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 29 Июнь 2017 - 18:37

Никита, моё мнение, что в связи с изменением снежно-ледовой обстановки по сравнению с 72-91 годами, на момент которых приводятся фото и описания, многие из описаний просто неактуальны. Особенно в то время, которое туристы считаю "сезоном" - конец июля - август.

 

К примеру - путь на Джалпакол Северный.  В настоящее время предлагается идти не под стеной г.Джалпакол, в обход ледника слева, а обходить ледник по правому краю.

 

 

А вот это меня вообще удивило - перевал Мхо... https://i.mycdn.me/i...Jw-F_l-B5pbjiBM

Что за Мхо такое? И какой посёлок Каменоломни упоминается в описании?

У Голубева этому перевалу соответствует перевал Мечта http://caucatalog.na...echta_pass.html

И высота, заметь, вовсе не 3200, а 3550.

В гребне Куршо еще надо постараться найти перевал высотой 3200, эта высота обычно у стоянок под перевалами.

 

 

В общем, советую относится  к материалу с разумной долей скептицизма. В горах с тех пор многое изменилось. И использовать лучше более актуальные описания.


  • Nikolya и Петр это нравится

#62 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 30 Июнь 2017 - 00:03

Что за Мхо такое? И какой посёлок Каменоломни упоминается в описании?

...Мхо, это скорее всего перевал Мао. Просто так написано. В то время было такое название. "Мечта" появилась позже, и просто соседняя седловина в том же гребне, в 200-300 метрах. Скажем, кто-то шёл Мао, но ошибся, и влез сюда. А после похода разобрались, и стали называть седловину "Мечта".

"Пос. Каменоломни"-не посёлок. Это были просто каменоломни. Добывали камень (правый борт ущ. Уллу-Кам, напротив нынешней заставы, туда идёт дорога, и склон "срезан" выработкой). Внизу, где дорога от заставы немного поднимается вверх, стояли камнедробилки. Здесь же камень мололи в щебень, и возили авто поездами в Усть-Джегуту. Где-то до 4-х "КАМАЗов" в день. Этот щебень даже поставляли в Москву, на стройки Олимпиады-80 (как-то нам работник хвалился). Когда появились погранцы, добычу постепенно свернули. Постройки, которые ещё сохранились с того времени, кто-то из местных "приватизировали". Сейчас там что-то типа "ферма". Напротив них всегда был мост через Уллу-Кам, и от него шла дорога в Гаралыкол (это участок реки, после слияния Мурсалы с Черенколом так зовётся по моим картам). Но мост смыло вот уже несколько лет. Не восстанавливают. В 2-2,5 км ниже по течению, построена новая ферма, и новый мост. Для тех, кто "целится" в Гаралыкол, появляется дополнительный "крюк" в 5 км. А остатки хозпостроек каменоломней, в совокупности с городком пограничников, сейчас подписывают на картах "пос. Ак-Тобе", или "Ак-Тёбе".


  • nickita это нравится

#63 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 30 Июнь 2017 - 00:12

И высота, заметь, вовсе не 3200, а 3550.

Это не аргумент Света. 25 лет назад измеряли высоту обычным самолётным высотомером. Мы, к примеру, пользовались ВМ-15 (высотомер механический). Мембранно-анероидная коробка, и поводок шестерёнке. На оси шестерёнки-стрелка (точнее 2,+сектор), которые и показывают высоту. Зависит от давления, выставляемого на отдельной шкале. Мы обычно ставили 760. За ночь "опускались" или "поднимались", в зависимости от изменения давления. Тяжёл собака, грамм 600-800. Брали поэтому не всегда. А новые высоты "измеряли" на глазок, относительно соседних вершин, или седловин, которые имели высоту на картах. Поэтому и не совпадения с современной работой системы JPS, и современными каталогами.


  • nickita это нравится

#64 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 30 Июнь 2017 - 00:23

Назаренко В.Л. отсканировал и опубликовал графические копии описаний перевалов

Почитал 2-ю страницу, спуск с Куршоу Нижнего (Тешикауш). В принципе совпало с моими "подсказками". Только я не рекомендовал идти по кулуару до  травянистой полочки. У кулуаров почти всегда крутые стенки. А рекомендую сразу выйти на гребень правого борта, и спускаться по нему, или чуть правее, до выхода на тропу. Тропы не будет, а по склону идти круто, но терпимо.



#65 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 30 Июнь 2017 - 09:09

Я неоднократно слышу, что неправильная высота перевала - это не аргумент. Да бог с ним, если это 50-100 м, но тут разница в 350м, а это добрый час пути. Неужели никто не оказывался в ситуации, когда именно этого часа и не хватает, чтобы дойти до нормальной стоянки, да или просто люди не рассчитали силы.

 

Не знаю, как другие планируют походы в горах, а для меня основной критерий - набор высоты за день и в пределах некого приемлемого для меня значения я определяю места стоянок. Но если взять пример, когда мы осенью ходили перевал Десятиозерный, куда набор из долины 1400м, и прошли его тютелька в тютельку по светлому времени, то добавочка к нему 350 метров оказалась бы очень критичной.

 

 

Для тех, кто "целится" в Гаралыкол, появляется дополнительный "крюк" в 5 км

Если идти сверху, то вот этот мост выше заставы удобен http://nakarte.tk/#m...32/42.19406&l=E

Но я в прошлом году мельком(из окна машины) видела и другой подвесной мост, как раз в районе фермы ниже по течению. Ты уверен, что ныне он разрушен?



#66 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 30 Июнь 2017 - 09:13

Скажем, кто-то шёл Мао, но ошибся, и влез сюда
  Я почему-то думаю, что это история возникновения не перевала Мечта, а именно перевала Мхо:)  Шли Мао, поняли, что прошли не его и перечеркнули название крест-накрест, так появилось Х в середине названия:)

#67 nickita

nickita

    Местный

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 708 сообщений
  • ГородПос. Фрундзе, Р-н/Д, Западный Кавказ

Отправлено 30 Июнь 2017 - 09:46

Обратите внимание, если "х" интерпретировать как неизвестную величину, то формулой Мхо может быть закодировано слово Мечта и Мао, это шифровка или мнемоника :-). Тут скорее проблема с чтением красных букв на зелёной карте, они там иногда стираются. Напр. Павлин может превратиться в Павлик, но это ничего страшного ведь тем кто видел карты Госгеодезии понятно о чём речь.


Выхода нет, Мистер — Вы поднимаетесь на вершину горы
и у Вас сломаны ноги и не только они

#68 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 30 Июнь 2017 - 09:58

Про Тешикауш можно взять более современное описание http://xn--80aidqrt.....B0.D1.83.D1.88



#69 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 30 Июнь 2017 - 11:47

Но я в прошлом году мельком(из окна машины) видела и другой подвесной мост, как раз в районе фермы ниже по течению. Ты уверен, что ныне он разрушен?

...похоже, мы говорим о разных мостах. "Мой", разрушенный, рядом с постройками бывших каменоломен. От него, на левом берегу Уллу-Кама, отходит накатанная дорога в Гаралыкол. А тот, про который нам женщина с коша подсказала, на этой карте нет, хотя "ферма" с её заборами и сараями присутствует.

Про пешеходный мост, что выше заставы-не знал, спасибо за подсказку. В прошлом году проходили мимо, и не заметил.



#70 flibukerk

flibukerk

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 447 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 30 Июнь 2017 - 12:36

Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 °C, называется нормальным атмосферным давлением (101 325 Па) (Атмосферное давление // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978).

Высота, на которую надо подняться или опуститься, чтобы давление изменилось на 1 гПа (гектопаскаль), называется «барической (барометрической) ступенью». При температуре воздуха 0 °C и давлении 1000 гПа, барическая ступень равна 8 м/гПа. Следовательно, чтобы давление уменьшилось на 1 гПа, нужно подняться на 8 метров.

На небольших высотах каждые 12 м подъёма уменьшают атмосферное давление на 1 мм рт. ст. На больших высотах эта закономерность нарушается.

 

Мы обычно ставили 760.

То есть вы меряли высоту, выставляя значение атмосферного давления, соответствующее уровню моря.

Вот и намеряли.



#71 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 30 Июнь 2017 - 12:39

Про пешеходный мост, что выше заставы-не знал, спасибо за подсказку. В прошлом году проходили мимо, и не заметил.
 

 

Надо проверять - спутниковые снимки сделаны ранее июня 2015(это я по другим объектам установила). Но то, что я в прошлом июле видела 2 подвесных моста через Кубань - это точно. Не подумала тогда, что надо бы их местоположение хотя бы примерно отметить.



#72 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 30 Июнь 2017 - 12:43

То есть вы меряли высоту, выставляя значение атмосферного давления, соответствующее уровню моря. Вот и намеряли.

 

Ну, меня в первую очередь по фото смутило, что рядом вершина Узловая с известной высотой 3663 м. Если допустить, что седловина перевала 3200 м, то разница в 463 м должна смотреться как-то более весомо.

Извините, я как-то на глазок привыкла прикидывать:)



#73 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 30 Июнь 2017 - 14:12

Вот и намеряли.

...а что-то не правильно? Выставив "стандарт" в 760, и находясь на высоте, на приборе и получаешь "текущую высоту". С этими приборами летает вся советская авиация. Не зависит от элекропитания. А если давление меняется, а вы на одном месте, то и высота изменяется. До 40-50 м за ночь.



#74 flibukerk

flibukerk

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 447 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 30 Июнь 2017 - 21:44

...а что-то не правильно? Выставив "стандарт" в 760, и находясь на высоте, на приборе и получаешь "текущую высоту". С этими приборами летает вся советская авиация. Не зависит от элекропитания. А если давление меняется, а вы на одном месте, то и высота изменяется. До 40-50 м за ночь.

По вашему выходит, что всё правильно. Если этот прибор определяет текущее давление и использует его значение для вычисления текущей высоты над уровнем моря, то зачем тогда вообще вводить значение давления на уровне моря? Этот параметр ведь неизменен.

Или есть регионы, либо ситуации, когда текущая высота должна быть вычислена не по балтийской системе?



#75 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 30 Июнь 2017 - 22:38

Или есть регионы, либо ситуации, когда текущая высота должна быть вычислена не по балтийской системе?

...есть понятие относительной высоты, относительно той местности, над которой находишься. В некоторых ситуациях, это важнее.



#76 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 09 Июль 2017 - 23:02

..."снова с погодой какие-то фокусы..." В ночь с 4-го на 5-е ночевали под пер. Ножу Северный. К вечеру накатил фронт, сверкало, гремело, поливало, трепало палатку. 5 волн непогоды. Почти всю ночь не спали. А утром солнце. Соседей, группу сызранцев, затопило. Стояли в небольшом желобке. С утра они сушили всё.

Вторая половина 7-го, и ночь с 7-го на 8-е, дождь спокойный, с небольшими перерывами, изредка где-то гремело. Под утро зашелестел снег, резко похолодало. В 7 утра небо ясное, но пока солнце поднималось из-за гребня, опять всё заволокло. Однако больше осадков не было. Озеро (под пер. Ленинградец) частично покрылось льдом. Из кружек тоже выбивали лёд. Вчера спустились к "Глобусу", и узнаём: река Махар вышла из берегов перед мостом, и теперь к мосту не подойти. Соответственно путь к нарзанам в Махаре пока отрезан. По многим низинам вдоль берега Гондарая, где удобно было ставить палатки, прошла вода. В километрах 7-8 от "Глобуса" в сторону Учкулана, река Учкулан вышла из берега, и "пошла" по дороге. Притоплен участок метров в 600, в низине. После дорога поднимается на возвышенность, и проезд нормальный.

8-го, вторая половина дня, и вечер в устье Джалпакола, температура опускалась до +14.

Да, а в день приезда, 2-го, и первая половина 3-го, жара. До +30 в "Глобусе".



#77 Петр

Петр

    Местный

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 666 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 10 Июль 2017 - 09:01

Погода везде не типичная для июля. И горы не исключение.



#78 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 10 Июль 2017 - 09:44

Повторение 2012 года, похоже. Помню, как мы пережидали зиму до 3 июля, спустившись с Оленьего в Архызе. А чуть позже был Крымский потоп...



#79 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 10 Июль 2017 - 09:51

...в 12-м дожди шли ежедневно, после обеда. В Архызе. И довольно сильные.



#80 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 10 Июль 2017 - 10:09

Ну, не ежедневно, и не всегда дожди :)

Мы были там с 29 июня по 7 июля в 2012. Особливо по 2012 году запомнился случай, когда одного товарища с 12-летней дочерью за Абиширой снегами завалило, что аж до вызова МЧС дошло.



#81 Nikolya

Nikolya

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 128 сообщений

Отправлено 10 Июль 2017 - 18:31

..."снова с погодой какие-то фокусы..." В ночь с 4-го на 5-е ночевали под пер. Ножу Северный. К вечеру накатил фронт, сверкало, гремело, поливало, трепало палатку. 5 волн непогоды. Почти всю ночь не спали. А утром солнце. Соседей, группу сызранцев, затопило. Стояли в небольшом желобке. С утра они сушили всё.

Вторая половина 7-го, и ночь с 7-го на 8-е, дождь спокойный, с небольшими перерывами, изредка где-то гремело. Под утро зашелестел снег, резко похолодало. В 7 утра небо ясное, но пока солнце поднималось из-за гребня, опять всё заволокло. Однако больше осадков не было. Озеро (под пер. Ленинградец) частично покрылось льдом. Из кружек тоже выбивали лёд. Вчера спустились к "Глобусу", и узнаём: река Махар вышла из берегов перед мостом, и теперь к мосту не подойти. Соответственно путь к нарзанам в Махаре пока отрезан. По многим низинам вдоль берега Гондарая, где удобно было ставить палатки, прошла вода. В километрах 7-8 от "Глобуса" в сторону Учкулана, река Учкулан вышла из берега, и "пошла" по дороге. Притоплен участок метров в 600, в низине. После дорога поднимается на возвышенность, и проезд нормальный.

8-го, вторая половина дня, и вечер в устье Джалпакола, температура опускалась до +14.

Да, а в день приезда, 2-го, и первая половина 3-го, жара. До +30 в "Глобусе".

Стоило бы прогноз глянуть перед походом. Тогда бы возможно и передумали.

 

Я сейчас слежу за погодой по космическим снимкам, и скажу вам аномалий все больше.

Очень не характерные переносы воздушных масс.

Пример снимка из космоса сегодня 15:22 по МСК.

Все ясно, завтра мимо нас что-то дождливое пролетит.

Сколро Москву опять дожди накроют, а у нас погода к пятнице испортится, будет облачность и возможен дождь.

Прикрепленные изображения

  • 2017-07-10-15-22-noaa19ch2.jpg

Скрытый текст

 

Я В ВК!!!


#82 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 10 Июль 2017 - 19:53

Стоило бы прогноз глянуть перед походом. Тогда бы возможно и передумали.
 

...глянули, но не передумали. Посчитали приемлемым. Прошли почти всё, что запланировали. Из 6 дней, один сидели на месте, и не столько из-за погоды, сколько из-за опережения графика, и не желания уезжать раньше.



#83 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 11 Июль 2017 - 09:39

Василий, какой маршрут прошли?



#84 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 11 Июль 2017 - 23:20

...из ущелья Ножу (Нату) поднялись в истоки Ножу Северного, далее-пер. Ножу Северный (1-А) и спуск к озёрам в Учкуланичи. Налегке сходили на пер. Кёртмели-Учкуланичи Северный, где увидели плиту из алюминия. С монументальной надписью, что это пер. им. 50-летия НЭВЗ. Впервые пройден 26.03. (!) 1986 г. туристами НЭВЗа в дни празднования 50-летия завода. Далее увидели, что спуск на запад прост, а подъём на Кёртмели-Учкуланичи Южный из Кёртмели, относительно прост. Спустились в Кёртмели и поднялись на Южную седловину, где сняли записку Челябинцев, что это пер. Северный Кёртмели-Учкуланичи. Ещё от 15-го года. Далее-пер. Павлин, техничный перевал, но обошлись без верёвок. Далее дожны были идти в Мурсалы, и на следующий день идти Куршо. А с Павлина до Ленинградца-метров 300-400 траверсом по склону. Да ещё он у нас запасным записан. И пошли на него. Стали на берегу озера, что на той стороне, 3053 (ущ. Кетмала). На следующий день-дождь (чутьё не подвело!). Просидели в палатке. И после спустились в Глобус. 6 дней.



#85 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 12 Июль 2017 - 08:39

Озера под пер.Ножу Сев. ещё под снегом были? Или открылись уже?

По Кетмале тропа идёт по правому берегу или её там вообще нет?



#86 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 13 Июль 2017 - 00:41

...с запада-открыты, но они ниже, метров на 100-150, чем с востока. А под самым гребнем, небольшое, почти лужа, только протаивать начало. Восточные-которые прямо под перевалом (пара) процентов на 30-50 под плавающими льдами. Лазурное-подо льдом, только вдоль берегов начало оттаивать.

При спуске в Кетмалу мы не пошли вдоль реки. Перед границей леса повернули вправо, перевалили отрог, без троп, в соседний распадок. По нему спустились в лес, через район лесоразработок, где попали на тропу. И вышли на лесовозную дорогу, по ней вернулись обратно к Кетмале, перед самым впадением её в Джалпакол. Снизу, вдоль её берегов, тропы не заметил. Мы повторили весенний путь, только наоборот. Специально просмотрел фото, тропы не заметно по обоим берегам. Возможно есть след былого, который исчезающе мал. Но нам он "не открылся".



#87 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 13 Июль 2017 - 00:51

тропы не заметно по обоим берегам
Вот и я ж помню из чьих-то описаний, что тропы не было. Думала, что вам повезло и вы ее нашли. А сама, когда мимо проходила по Джалпаколу в 2015, тоже упорно высматривала тропу наверх и не увидела.

#88 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 14 Июль 2017 - 11:53

На ляпинской карте обнаружила левобережную тропу вверх по Кетмале от коша. Полезла на спутниковый снимок - и правда, видна тропа. Так что левобережная-таки! И лишь в среднем течении перебрасывается на правый берег.



#89 Flightengineer

Flightengineer

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 926 сообщений
  • ГородНовочеркасск

Отправлено 14 Июль 2017 - 17:19

В этом году уже дважды там был, проверять не полезу.



#90 Ansv

Ansv

    Местный

  • Проверенные
  • PipPipPipPip
  • 3 481 сообщений
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 14 Июль 2017 - 17:56

Может, на будущее пригодится.







Темы с аналогичным тегами западный кавказ, гвандра, приэльбрусье, уллу-кам, хурзук, учкулан

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных