Перейти к содержимому

некоммерческое
сообщество

Фотография

Мореплавание как героический символ.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 John

John

    модератор

  • Администраторы
  • 4 210 сообщений

Отправлено 13 Март 2013 - 20:40

Юлиус Эвола - статья "Мореплавание как героический символ", 1933 год.

Безотносительно к его политическим взглядам. Косвенно относится и к водному туризму. Иллюстрация того, как ещё продолжали относиться к альпинизму и мореплаванию в 20-30 годах ХХ века.

Эффект красивых слов, псевдо-психологических и интеллектуальных ухищрений неизмеримо меньше, чем эффект деяния. Основополагающее здесь то, что пока англосаксонские народы предаются "спортивным" страстям и девиациям, наши новые поколения все чаще преодолевают чисто материальную составляющую действия. Они пытаются интегрировать и прояснить ее посредством духовного начала и возвращаются — в большей или меньшей степени осознанно — к деянию, то есть к освобождению, установлению реального контакта (в противовес скептицизму или сентиментальности) с могучим потенциалом предметов и стихий.

Сегодня в природе существуют две среды, наилучшим образом подходящие для освобождения и реинтеграции эпического деяния: это высокие горы и открытое море — два символа восхождения и мореплавания. Здесь борьба с трудностями и опасностями становится и непосредственным средством внутреннего преодоления элементов, принадлежащих низшей природе человека и которые следует укрощать и преобразовывать.

Позитивистские и материалистические предрассудки привели к тому, что на протяжении нескольких поколений предавались забвению глубокие и красивые традиции древних времен. Их низвели до уровня курьезов: эрудиты сами не знают и не дают другим понять высший смысл этих традиций, который всегда можно вновь открыть и возродить.

Это относится, в частности, и к древнему символу мореплавания, одному из самых распространенных во всех традиционных цивилизациях. Его схожесть в каждой из них озадачивает и заставляет задуматься, до какой степени универсальным и глубоким является духовный опыт, приобретаемый в противостоянии могучим силам стихии. Мы считаем, что было бы небесполезно рассмотреть этот символ подробнее.

Мореплавание — и особенно преодоление бурных вод — традиционно возводятся до уровня символа, ибо воды — как океанов, так и рек — всегда считались непостоянным, капризным элементом земной жизни, неразрывно связанной с рождением и смертью. Более того, они несут в себе страсть и иррациональность, способные изменить жизнь. Если твердая поверхность суши была до некоторой степени тождественна посредственности, скромному и скудному существованию, основанному на общеизвестных фактах и убеждениях, непоколебимость которых всего лишь иллюзия, то решение оставить земную твердь, выйти на простор, мужественно вступить в схватку с течениями и с открытым морем — одним словом, "пуститься в плавание" — представлялось в высшей степени эпическим поступком, но не в буквальном, а в духовном смысле.

Мореплаватель, таким образом, тождественен, герою и посвященному, человеку, который, оставляя позади обычную "жизнь", стремится к чему-то "большему, чем жизнь", к преодолению немощей и страстей.

Здесь логически появляется концепция иной, подлинной суши, которая идентифицируется с конечной целью "мореплавателя", с победой над морем, являющейся неотъемлемой составляющей эпического. И "иной берег" — это земля, поначалу неведомая, неразведанная, недосягаемая, которую в древней мифологии и традициях обозначали самые разные символы, среди которых довольно часто встречается символ острова — образ внутренней решимости, спокойствия и самообладания человека, который успешно и благополучно "преодолел волны" или бурные потоки и не пал их жертвой.

Преодоление реки вплавь или управление кораблем было основным символическим этапом "высшего посвящения", совершавшегося в древнегреческом Элевсине. Янус, древнеримское божество, бог всяческих начинаний и, следовательно, (по определению) — посвящения в "новую жизнь", также был богом мореплавания. Среди его характерных атрибутов присутствовала лодка. Два атрибута Януса — лодка и ключи — затем перешли в традиционную католическую символику в виде лодки Святого Петра и в символику папских функций в целом. Можно также отметить, что слово "pontifex" этимологически означает "строитель мостов" и слово "pons" в древности означало "путь"; море представлялось "путем" — отсюда и происхождение слова "ponte" (мост). На этом примере можно увидеть, как скрытые значения в словах и знаках, сегодня почти непонятных, могут передавать элементы древних представлений о мореплавании как о мореплавании, как о символическом деянии.

В халдейском мифе о герое Гильгамеше мы находим точное подобие древнегреческого дорийского Геракла, который после плавания по морям срывает плод бессмертия в саду Гесперид, ведомый титаном Атлантом. Гильгамеш также бросает вызов морским путям, ставит парус, берет курс на запад, то есть на Атлантику, в сторону земли или острова, где пытается найти "древо жизни", в то время как океан красноречиво сравнивается с "темными водами смерти". Если мы теперь обратимся к Востоку и Дальнему Востоку, там мы тоже найдем следы идентичного духовного опыта, связанного с героическими символами мореплавания, преодоления вплавь водных преград и покорения морей.

Подобным образом буддистский аскет часто сравнивается с человеком, который бросает вызов водам, вплавь пересекает поток или плывет против течения и достигает другого берега, поскольку воды представляются как нечто, связанное с жаждой животной жизни и удовольствий, с путами эгоизма и привязанностей. Также и на Дальнем Востоке встречается аналогичная древнегреческой тема "плавания по морям" и прибытия на не знающие смерти "острова", подобные атлантическому Аваллону или Маг-Меллу в ирландских и кельтских легендах.

От древнего Египта до доколумбовой Мексики — повсюду мы прямо или косвенно встречаем сходные элементы. Встречаются они также и в северо-арийских легендах. Успех героя Зигфрида на острове Брюнхильды выражает сам смысл символического плавания по морям — согласно "Песне о Нибелунгах", Зигфрид говорит: "Я наш корабль туда, где царствует Брюнхильда, доставлю без труда: Пути-дороги в море давно знакомы мне…"

Мы могли бы показать, что и успех Христофора Колумба связан, вопреки широко распространенному мнению, с определенными туманными представлениями о некоей земле, служившей согласно средневековым легендам убежищем для "пророков, которые никогда не умирали" и пребывают в "транс-атлантическом Элевсине", что соотносится с рассматриваемой нами символикой. Более того, мы могли бы показать, почему представление о талассократии, "владыке морей" или "вод", часто связывается с представлением о законодателе в самом высоком смысле (например, в пеласгийском мифе о Миносе); мы могли бы представить идею, содержащуюся в образе человека, который "пребывает над водами", "ходит по воде", или "спасается из вод" (от Нарайяны до Моисея, от Ромула до Христа), но все это уведет нас слишком далеко; может быть, мы вернемся к этой теме в другой раз.

Разве не живо еще представление о мореплавателе как о человеке, который "больше, чем жив", представление о плавании как о героическом деянии, пути к высшим формам существования?

Везде, где царит великий, свободный ветер просторов, чувствуется сила того, чему нет предела в могучем глубоком покое или в ужасном разгуле стихии. На морях и океанах новые поколения смогут идти навстречу приключениям, плавать и воспринимать просторы с метафизической точки зрения, способной придать героизму и бесстрашию преобразующую мощь. Так будет возрождено то, что хранили древние традиции в символах мореходства и моря, обозначающих путь к тому, что выше отдельного человека.

Прикрепленные изображения

  • Evolanav.jpg

Главная сфера действия лейкоцитов — защита. Они играют главную роль в специфической и неспецифической защите имунной системы организма от внешних и внутренних патогенных агентов. (с)




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных